Как врезать трубу в трубу отопления
В свое время трубопроводы в домах и квартирах монтировались с помощью сварки и, конечно, никто не предусматривал установку фитингов для возможного дополнительного подключения. Между тем такая необходимость периодически возникает в связи с различными перепланировками, и чаще всего это касается отопления. Появление современных материалов и доступность инструментов и приспособлений существенно облегчают задачу и даже позволяют выбрать наиболее предпочтительный вариант. О том, как «врезаться» в трубу отопления с минимальными финансовыми и трудовыми затратами, читайте ниже.
Содержание
Преимущества и недостатки горячей сварки
В настоящее время в арсенале домашних мастеров чаще всего имеются аппараты различных конструкций и предназначений. Подключиться к действующему отоплению можно с их помощью. Горячая сварка труб обладает рядом существенных преимуществ:
- Высокая надежность соединений.
- Возможность сделать отвод любой конфигурации.
- Отсутствие необходимости в дополнительных фитингах и фурнитуре.
- Малозаметность сварных швов, благодаря которой не нарушается интерьер помещения.
- Возможность соединения труб большого диаметра.
Иногда только при помощи данного метода получается «врезаться» в трубу отопления. Это касается труднодоступных мест, где нельзя использовать приспособления и инструменты. Сварка не требует идеально ровной обработки торцов, небольшие погрешности вполне можно исправить с помощью расплавленного металла. Сваренные трубы не меняют своих качеств и способны выдерживать сильные механические нагрузки.
Правда, имеется и большая «ложка дегтя» – требуется высокая квалификация сварщика. Любительского уровня для получения качественного шва будет явно недостаточно. Кроме того, высокая температура может повредить «подмотку» на старых резьбовых соединениях и стать причиной незапланированного ремонта в помещении. Сварка труб возможна только после частичного или полного слития воды из системы, а само место врезки должно быть предварительно высушено.
Метод резьбовых соединений
Данный способ свободен от большинства недостатков, присущих сварке, но очень трудоемок, а главное – требует полного отключения подачи. Если не углубляться в подробности, то процесс подсоединения к топливной магистрали производится в такой последовательности:
- Выбранное для врезки место вручную или с помощью болгарки зачищается от старой краски. При этом обязательно учитывается размер устанавливаемого фитинга вместе с резьбой.
- В соответствии с габаритами тройника производится разметка зачищенного места.
- На выбранном участке выпиливается часть трубы.
- На концах труб магистрали нарезается резьба, шаг которой соответствует устанавливаемому элементу.
- Фиксируется фитинг. При этом с одной стороны он накручивается непосредственно на резьбу, а с другой придется использовать переходную муфту и контргайку.
Теперь, когда алгоритм проведения работ ясен, можно выделить основные проблемы при использовании данного метода:
- большое усилие, которое прикладывается к трубе при нарезании резьбы, может повредить старую пораженную ржавчиной магистраль;
- корректная работа с плашкой предполагает наличие большого опыта и практических навыков;
- соединение получается громоздким и не обладает достаточным качеством;
- необходимо перекрывать «стояк» и сливать из него воду.
Последний пункт требует особого пояснения. Дело в том, что подобные манипуляции с системой самостоятельно следует производить только в частном строении.
Способы врезки металлических труб
Несмотря на все достоинства сварного соединения, владельцы домов не очень любят использовать его при организации дополнительной врезки. Это связано с необходимостью поиска хорошего специалиста, который заведомо сможет гарантировать, что швы не потекут. Кроме того, сварочные работы, как правило, сопровождаются появлением пятен копоти на стенах, потолке и полу. Значит, как минимум, потребуется косметический ремонт помещения.
Поэтому часто владельцы «врезаются» в систему отопления самостоятельно, без применения сварочного аппарата. Дополнительным бонусом является возможность в случае необходимости разобрать такое соединение и заменить установленный фитинг на другой. Существует 4 основных способа врезки:
- Резьбовой.
- Фланцевый.
- С помощью муфт.
- С использованием седлового отвода.
Каждый из них имеет свои достоинства, недостатки и методы монтажа, а значит, требует более подробного разбора.
Резьбовой вариант состыковки
Данный способ уже коротко рассматривался и было установлено, что он малопригоден для подключения к действующей сети, но для соединения вполне подходит. Резьба в этом случае нарезается не плашкой, а специальным устройством – трубным клуппом. Придется озаботиться его поиском. Порядок действий следующий:
- Отпиливаются два отрезка трубы необходимой длины.
- Для облегчения работы с их торцов снимается фаска под углом 45 градусов.
- Труба зажимается в тисках подходящего размера.
- Клупп аккуратно, без перекосов «наживляется» на ее торец.
- Не прилагая больших усилий, нарезается резьба на необходимую длину с двух сторон каждой трубы.
- Теперь их нужно соединить. Для этого применяются стальные муфты и уголки с внутренней резьбой. С одной из сторон лучше использовать контргайку.
Трубопроводы, соединенные таким методом, обладают большой прочностью, и при правильном монтаже способны прослужить несколько десятилетий.
Фланцевый способ
Данный вариант применяется в том случае, когда отопление имеет «заглушенный» отвод, и нет желания или возможности нарезать резьбу. Как и предыдущий способ, это соединение предполагает полный или частичный слив воды из системы. Состыковка осуществляется благодаря специальному фитингу, так называемому фланцу. Он представляет собой широкий металлический хомут, стягиваемый болтами. Поэтому прежде всего нужно приобрести этот элемент системы отопления. Фланец обязательно должен соответствовать внешнему диаметру соединяемых труб. Последовательность установки:
- Необходимо убедиться, что трубы имеют максимально ровный срез. От этого зависит зазор между ними, а значит и нагрузка на фитинг.
- Фланец необходимо «располовинить», раскрутив болты крепления.
- Очистить место соединения от металлической стружки и надеть на него резиновую прокладку, ее середина должна оказаться приблизительно над стыком.
- Установить обе половины фланца и равномерно стянуть его с помощью болтов.
Значительным недостатком данного способа соединения является его низкая надежность. В этом плане фланец существенно уступает резьбе. Поэтому трубам должна быть обеспечена неподвижность. Чаще всего их надежно фиксируют к стене. Кроме того, соединение нельзя назвать долговечным, особенно при использовании в отоплении. От постоянного перепада температур и расширения металла при нагреве прокладка довольно быстро теряет свойства, а значит и герметичность. Поэтому фланец можно использовать только в качестве временной меры.
Стыковка с помощью муфт
Является надежным и наиболее распространенным способом соединения труб с действующей системой отопления. Правда, он также требует слива теплоносителя. Стыковка осуществляется с помощью муфты Гебо. В основе ее конструкции лежит компрессионное кольцо, которое при затягивании надежно зажимает фитинг на трубе. С другой стороны муфта чаще всего имеет резьбу для крана. Иногда фитинг используют для соединения двух труб. Последовательность установки рассмотрена именно на таком примере:
- Торцы труб должны быть отпилены максимально ровно.
- Предварительно необходимо сделать разметку. Для этого муфта прикладывается таким образом, чтобы срез оказался приблизительно посередине. В месте, где заканчивается фитинг, карандашом ставим риску.
- Концы труб вставляются в муфту, глубину регулируют согласно поставленной ранее метке. Обязательно необходимо соблюдать соосность и не допускать перекосов.
- Двумя газовыми ключами гайки фитинга затягиваются до предела.
Чаще всего таким образом осуществляют переход с действующей металлической системы отопления на новую, выполненную из ПВХ. В этом случае, с одной из сторон муфты Гебо устанавливается вентиль. Большим недостатком данного метода является высокая стоимость самого фитинга.
Врезка седловым отводом
Пожалуй, это единственный вариант, позволяющий подключиться к действующему отоплению. Потребуется специальный фитинг – седловой отвод, «седелка» на языке специалистов. Он очень похож на рассмотренный ранее фланец, разница заключается в наличии резьбы, в которую можно вкрутить любой переходник. «Седелка» обладает рядом несомненных преимуществ:
- монтаж не требует большого пространства и может быть осуществлен в самом неудобном месте;
- обладает относительно невысокой стоимостью;
- возможна установка на любом участке трубы;
- для монтажа не нужны опыт и квалификация.
Кроме того, для установки «седелки» требуется минимальное количество времени. Поэтому метод часто применяется в аварийных ситуациях. В отличие от фланца, в данном случае соединение получается очень надежным. Дело в том, что отвод устанавливается на целую трубу, а не соединяет два ее отрезка, поэтому отсутствует необходимость в жесткой фиксации. Монтируется седловой отвод в такой последовательности:
- Выбрать место установки и хорошо его зачистить.
- Примерить отвод на трубу и отметить на ней центр резьбового соединения.
- Накернить место будущего отверстия. Его можно даже немного засверлить, но при отсутствии опыта и точных данных о толщине стенки лучше этого не делать.
- Устанавливаем «седелку» на место, ставим прокладку и равномерно затягиваем болты.
- Намеченная керном или сверлом точка должна оказаться в центре резьбового отверстия.
- Используя подмотку, вкручиваем шаровой кран.
- Теперь в трубе необходимо просверлить дырку, прямо через открытый кран.
- В комплект поставки входит специальная втулка, которая должна защитить резьбу. Необходимо по ней подобрать сверло максимально возможного диаметра.
- С помощью дрели делаем отверстие. Как только пойдет вода, нужно вытащить инструмент и закрыть кран.
Для безопасности на хвостовик сверла необходимо надеть защитный экран из резины, а лучше использовать аккумуляторный электроинструмент. Этим способом, как правило, осуществляется подключение «теплого» пола к имеющемуся отоплению.
Заключение
Изучив статью, делаем вывод, что врезка в систему отопления может осуществляться и без применения сварки. При этом иногда качество соединения не хуже, а стоимость ниже. Главное – при самостоятельном монтаже соблюдать его технологию и, конечно, технику безопасности.